
Оптовые поставки дизельного топлива, поступающие напрямую с заводов-изготовителей, традиционно измеряются в тоннах. Однако при последующей продаже розничным покупателям расчеты производятся уже в литрах. Специалисты автозаправочных станций, бухгалтера, контролирующие учет ГСМ, и сотрудники фискальных органов — все они в силу профессиональной необходимости должны владеть методикой перевода массы топлива в объем.
Содержание:
- Почему топливо считают в тоннах, а отпускают в литрах
- Формула перевода массы дизеля в объем
- Значения плотности по ГОСТ
- Пошаговый порядок расчета
- Обратный перевод: из литров в тонны
- Уточнение расчетов с учетом температурных колебаний
Почему топливо считают в тоннах, а отпускают в литрах
Главная причина, по которой крупные объемы горючего учитываются по массе, кроется в физической природе дизеля: его объем изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. При нагревании плотность топлива снижается, а объем возрастает; при охлаждении — напротив, становится плотнее и занимает меньше места. Масса же при этом остается неизменной, что исключает ошибки при расчетах и минимизирует риски неточностей, связанных с температурными колебаниями.
Формула перевода массы дизеля в объем
Преобразование массы дизельного топлива в объем осуществляется по универсальной формуле:
V = M / ρ,
где:
V — объем (в кубометрах),
M — масса (в тоннах),
ρ — плотность топлива (в тоннах на кубометр или кг/м³).
Чтобы получить результат в литрах, достаточно результат в м³ умножить на 1 000.
Таким образом, при известной массе и заданной плотности солярки можно легко определить, сколько литров топлива содержит данная партия. При этом важно помнить, что плотность зависит не только от конкретной марки дизеля, но и от температурных условий хранения и транспортировки. Некоторые недобросовестные поставщики могут использовать это обстоятельство для фальсификации данных, искусственно завышая заявленный расход.
Значения плотности по ГОСТ
Согласно нормативам ГОСТ 305-2013, плотность дизельного топлива при температуре +20 °C составляет:
- для летнего и межсезонного дизеля — 830,4 кг/м³;
- для зимнего — 820,4 кг/м³;
- для арктического — 815,5 кг/м³.
Если при лабораторной проверке фактическая плотность не совпадает с регламентированной, топливо автоматически признается не соответствующим стандартам и не подлежит сертификации.
Плотность, превышающая нормативную, свидетельствует о присутствии в составе тяжелых фракций и посторонних примесей. Такой дизель считается некачественным. Для гарантии стабильного качества необходимо работать исключительно с проверенными поставщиками. Наша компания «ТИМ-ОЙЛ» обеспечивает поставки только сертифицированного топлива, соответствующего всем стандартам.
Пошаговый порядок расчета
Для того чтобы рассчитать объем топлива по известной массе, необходимо:
- Разделить массу (в т или кг) на соответствующую плотность (в т/м³ или кг/м³) — это даст объем в кубометрах.
- Умножить результат на 1 000 — получим количество литров.
Обратный перевод: из литров в тонны
Иногда требуется узнать, какова масса топлива при заданном объеме. В таком случае применяется обратная формула:
M = V × ρ
Уточнение расчетов с учетом температурных колебаний
Поскольку объем дизельного топлива подвержен изменениям в зависимости от температурного режима, в ряде случаев применяется специальная таблица поправочных коэффициентов. Она учитывает соотношение плотности к разнице между текущей температурой и нормативной (20 °C). Однако в реальной практике, особенно при работе со средними партиями топлива, погрешность, вызванная термическими изменениями, незначительна и, как правило, не влияет на отчетность.