Многие водители, включая новичков, знают, что на автозаправках предлагается несколько видов бензина. Отличия между этими видами заключаются не только в цене за литр. Вопрос о том, какой бензин лучше использовать для личного авто, продолжает вызывать дебаты. Некоторые считают, что высокая стоимость топлива гарантирует его качество. Другие уверены, что переплата за бензин не только не оправдана, но и может навредить двигателю. Давайте выясним, кто из них прав и почему важно выбирать правильный бензин.
В чем разница между 92 и 95 бензином?
Индексы, используемые для обозначения бензина, отражают его октановое число. Этот параметр показывает, насколько топливо устойчиво к детонации. Проще говоря, это способность топлива сгорать плавно при сжатии, а не взрываться, нанося ущерб деталям двигателя. Октановое число зависит от качества исходного продукта, получаемого из нефти, и добавления специальных присадок. В результате, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 представляют собой топлива разной детонационной устойчивости. На заправках для каждого типа топлива предусмотрены разные заправочные пистолеты, часто выделенные цветом для удобства выбора.
Чистота и качество бензина напрямую влияют на работу мотора в разных режимах — от спокойной езды до экстремальных нагрузок. Однако это не значит, что только самый дорогой бензин может обеспечить лучшую работу двигателя. Например, не следует ожидать, что обычный ВАЗ-2106 преобразится в спортивный автомобиль после заправки АИ-100.
Номера, присвоенные бензинам, не свидетельствуют напрямую об их качестве. Считать, что бензин с более низким октановым числом хуже, было бы ошибочно. Качество и чистота бензина определяются по стандартам, которые строго регулируются государственными нормами. В России, например, запрещено продавать топливо ниже класса К5 или Евро-5, что обеспечивает высокое качество всех типов.
Как понять, какой бензин заливать в машину?
Зачастую возникает вопрос, почему для одних автомобилей подходит бензин с маркировкой «95», а для других рекомендуется использовать «98» или даже «100». Это зависит от особенностей конструкции и настроек двигателя. Простые двигатели старых моделей, которые не требуют высокой степени сжатия, идеально работают на АИ-92, который обеспечивает надежное сгорание без риска детонации. В свою очередь, более мощные и современные двигатели, включая те, что имеют турбонаддув, требуют бензина с вышеоктановыми числами вроде АИ-95 или АИ-98 для оптимальной работы и избежания технических неполадок. Что касается высокопроизводительных гоночных двигателей, им необходимо топливо с максимально возможным октановым числом для достижения лучших показателей мощности и надежности.
Если автомобиль не подвергался дополнительным изменениям в двигателе, водителю не требуется особо углубляться в детали выбора бензина. Производители обычно указывают нужное октановое число прямо на крышке топливного бака или в руководстве по эксплуатации. Достаточно следовать этим рекомендациям.
Однако для авто с модернизированными двигателями, особенно после установки турбонаддува или выполнения чип-тюнинга, может потребоваться использование бензина с более высоким октановым числом для предотвращения технических проблем.
Что означают маркировки бензина 87 или 91?
Иногда встречаются нестандартные для России обозначения октановых чисел, такие как «87», «89» или «91», особенно на авто, ввезенных неофициальными путями. Эти значения, как правило, используют другие методики измерения, такие как американский индекс AKI (antiknock index), который не совпадает с европейским исследовательским методом. Важно осознавать, что AKI 91 не соответствует российскому АИ-92. Вместо этого, АИ-95 будет ближе к AKI 91, а «87» будет эквивалентен АИ-92. Это существенная информация для правильного выбора бензина.
Последствия использования несоответствующего бензина
Ранее мы обсуждали, что происходит при заправке бензинового автомобиля дизельным топливом, и результаты такой ошибки становятся очевидны почти сразу. Но каковы могут быть последствия, если в бак залить бензин с октановым числом ниже или выше рекомендованного? Например, что произойдет, если использовать 92 вместо 95, или заливать в автомобиль, рассчитанный на АИ-92, бензин с маркировкой «100»?
Двигатели с малой степенью сжатия реагируют на высокооктановый бензин без особого энтузиазма. Чтобы двигатель адекватно функционировал на таком топливе, необходимо перенастроить, в первую очередь, систему зажигания. Без таких корректировок топливо не сгорает полностью, что приводит к перегреву внутренних компонентов двигателя и выпускной системы. Это может вызвать серьезные повреждения, такие как перегрев свечей, прогар клапанов или выход из строя каталитического нейтрализатора. Также не стоит ожидать улучшения экономичности топлива.
Даже если настройки двигателя будут скорректированы, например, через современные управляющие системы, которые автоматически адаптируются к типу топлива, значительного повышения мощности или экономии топлива достичь не удастся. Энергетическая ценность высокооктанового и 92 бензина почти идентична, и из-за ограниченного количества доступного воздуха для сгорания увеличить мощность не получится. Таким образом, возникает вопрос о целесообразности использования, например, АИ-100.
Высокооктановое топливо оправдывает себя в условиях повышенной степени сжатия или при увеличении давления наддува, что может привести к заметному увеличению мощности. Однако для изменения этих параметров нужны комплексные модификации двигателя, включая изменения в газораспределении.
Для тех, кто решит экономить, заправляя мощный автомобиль более дешевым бензином, следует помнить о рисках. На таком топливе двигатель с высокой степенью форсировки может детонировать, особенно под нагрузкой. Блок управления попытается скорректировать работу двигателя, изменяя параметры зажигания и количество подаваемого топлива, что приведет к снижению его эффективности и увеличению расхода топлива. Временное использование такого топлива может быть приемлемым для экстренной поездки до подходящей заправки, однако регулярная эксплуатация на неподходящем бензине способствует преждевременному износу и поломкам двигателя.
Откуда берутся споры о выборе бензина среди водителей?
Обсуждения о том, какой бензин лучше для заправки автомобиля, постоянно возникают среди водителей. Эти споры часто подогреваются самими автопроизводителями, которые указывают несколько допустимых видов топлива на крышках топливных баков. Кроме того, мнения разделяются после рассказов о том, как переход на АИ-98 с 95 улучшил работу машины.
Так чем отличается 92 бензин от 95? В этих рассказах может скрываться элемент истины, ведь иногда вместо качественного 95 в бак могли залить топливо с октановым числом ближе к 92. В районах с высоким качеством бензина другие владельцы предпочитают заправляться бензином с меньшим октановым числом, полагая, что он содержит меньше вредных присадок, что теоретически снижает образование нагара и продлевает жизнь свечей зажигания и фильтров. Однако значительной разницы в качестве между бензинами, соответствующими стандартам, на самом деле нет, и высокий уровень примесей часто свидетельствует о низком качестве топлива.
Дебаты вокруг бензинов «премиум» класса
Также существует спор о так называемых «премиум» бензинах, предлагаемых ведущими нефтяными компаниями – как зарубежными, так и отечественными. Примеры такого топлива включают BP Ultimate или Teboil V-Power, которые обычно стоят дороже стандартных сортов и предлагают дополнительные моющие присадки. Эти добавки могут помочь улучшить состояние двигателя за счет очистки топливной системы и цилиндров от накопившихся отложений. Однако заметный эффект от их регулярного использования может проявиться не сразу, а в краткосрочной перспективе может быть более целесообразным и экономичным провести профессиональную очистку системы на специализированном сервисе.
Если качество топлива на заправке высокое, и двигатель автомобиля функционирует исправно, дополнительная оплата за топливо с присадками может оказаться неоправданной, и в итоге водители просто переплачивают за марку. Впрочем, решение о том, каким бензином заправлять авто, остается на усмотрение каждого водителя как способ заботы о чистоте двигателя. Повышение мощности автомобиля с помощью такого топлива маловероятно.