Дизельное топливо (ДТ) – это вид горючего, полученного в результате перегонки и дистилляции сжиженной нефти. Оно обладает энергетической эффективностью, что позволяет двигателям производить больше мощности и расходовать топливо более экономично (в среднем на 35%) по сравнению с бензиновыми двигателями.
В отличие от бензина, ДТ имеет более низкое октановое число, что также делает его более стабильным. Оно часто используется в большегрузных автомобилях, автобусах, поездах, судах и промышленных агрегатах.
В России классификация дизельного топлива соответствует стандартам Технического регламента Таможенного союза от 2011 года и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Чтобы выбрать горючее, которое будет соответствовать требованиям двигателя и поможет повысить эффективность работы транспортного средства, необходимо ознакомиться с классами ДТ и их особенностями.
Ключевые характеристики дизельного топлива
Каждый тип ДТ соответствует определенному сезону. Отсюда вытекает один важный недостаток такого горючего – например, если в зимний сезон залить летнее топливо, то в результате двигатель может не запуститься.
Для предотвращения подобных проблем в будущем рекомендуется заранее изучать сорта дизельного топлива. Перед покупкой следует также учитывать погодные условия, особенно в зимний период. Горючее для зимы должно быть стабильным даже при низкой температуре. Такой подход поможет обеспечить нормальную работу двигателя и предотвратить потенциальные сложности, связанные с его запуском в холодное время года.
Маркировка
У каждого сорта ДТ свое обозначение. Важно их изучить, чтобы выбрать оптимальный вариант для вашего транспортного средства. Вид продукта маркируется заглавными буквами ДТ.
После названия класса дизельного топлива следуют заглавные буквы Е, Л, З или А, указывающие на эксплуатационные условия продукта.
Установленные стандарты определяют температурный предел максимальной фильтруемости для каждого класса дизельного топлива, и указывают, при каких градусах горючее все еще будет циркулировать в системе без перебоев.
Расшифровка маркировки:
- Л – летнее
- Е,F – межсезонное
- З – зимнее
- А – арктическое
В обозначении класса горючего также может присутствовать третья часть из дополнительных цифр и букв. В соответствии с Техническим регламентом ТС, она указывает на экологический класс топлива.
Хотя регламент предусматривает несколько классов топлива на основе этих показателей, в соответствии с экологическими стандартами РФ, начиная с 1 января 2016 года, продажа неограниченного объема топлива разрешена только для тех продуктов, которые имеют класс не ниже К5.
Рассмотрим характеристики и особенности каждой марки топлива.
Летнее, Сорт C
В таблице ниже приведены основные характеристики летнего ДТ.
Параметры | Значения |
---|---|
Цетановое число | Не ниже 51 единиц |
Плотность при температуре от 20 ℃ | От 820 кг/м3 |
Вязкость при температуре 40 ℃ | 2 000 – 4 500 мм/с |
Температура замерзания | – 5 ℃ |
Межсезонное, Сорт E, Сорт F
Характеристики межсезонного горючего:
Параметры | Значения |
---|---|
Цетановое число | От 51,0 единиц |
Плотность при температуре 15°С | 820,0 – 845,0 кг/м |
Вязкость при температуре 40°С | 2 000 – 45000 мм/с |
Межсезонное дизельное топливо используется в переходный период между сезонами, когда температура варьируется от отрицательных значений до положительных показателей. Данный вид ДТ – компромисс между зимним и летним горючим, который обеспечивает достаточную текучесть и плотность для работы двигателя при различных погодных условиях.
Существует мнение, что такое топливо подходит для зимы, однако это не так. Оно не подходит для работы при низких температурах.
Зимнее, ДТ-3
Свойства горючего:
Параметры | Значения |
---|---|
Цетановое число от – 30°С | От 47 единиц |
Плотности при 20°С | Не более 0,840 |
Вязкость при 20°С | от 1,8 до 5.0 мм/с |
Температура замерзания | – 30°С |
При использовании зимнего дизельного топлива важно учитывать его высокую вязкость. Эту марку можно использовать не только зимой, но также при плюсовой температуре осенью и весной.
Арктическое, ДТ-А
Характеристики:
Параметры | Значения |
---|---|
Цетановое число от –30°С | Не ниже 47 единиц |
Плотность при 15°С | 0,800 – 0,855 |
Вязкость при 4°С | 1,2-4,0 мм/с |
Температура замерзания | – 55°С |
Дизельное топливо по Евростандартам
Классификация дизельного топлива осуществляется на основе химических свойств и эмиссионных характеристик.
Характеристики ДТ по Евростандартам:
- Евро 1: стандарт, устанавливающий предельные значения выбросов для дизельных транспортных средств. Введен в 1993 году.
- Евро 2: предусматривает снижение содержания серы в дизельном энергоносителе. Введен в 1996 году.
- Евро 3: ограничивает выбросы окислов азота (NOx) и частиц. Введен в 2000 году.
- Евро 4: предусматривает еще более жесткие ограничения для выбросов NOx и частиц. Введен в 2005 году.
- Евро 5: включает усиленные требования к снижению выбросов NOx и частиц. Введен в 2009 году.
- Евро 6: наиболее строгий стандарт, устанавливающий обязательные нормы для выбросов NOx и частиц. Введен в 2014 году для легковых автомобилей и в 2015 году для грузовых автомобилей.
Усиление требований для горючего с каждым последующим стандартом призвано снизить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.
Дизель подходит для разных видов транспорта, однако для достижения максимальной совместимости топливо должно соответствовать существующим стандартам. Есть разные виды горючего, отличные по своему составу. Поэтому важно подбирать такой энергоноситель, который совместим с параметрами вашего авто и соответствует погодным условиям.